Совет взаимного действия, состоящий из бывших глав государств и правительств, с момента своего основания в 1983 году в Вене (Австрия) был призван обсуждать долгосрочные глобальные вопросы, которые часто ускользают из поля зрения действующих правительств. Более трех десятилетий мы ежегодно собирали бывших руководителей вместе с заинтересованными экспертами, чтобы вырабатывать политические рекомендации для современных руководителей и мира в целом. Коллективная мудрость нередко опережает господствующие в тот или иной момент времени мнения и уже позднее принимается на вооружение другими людьми.
 
Одной из важнейших инициатив стали межконфессиональные диалоги политических и религиозных деятелей. В самом разгаре холодной войны по инициативе своего ныне покойного основателя Такэо Фукуды лидеры Совета созвали в 1987 году первую межконфессиональную встречу в Риме (Италия). Как отмечает Гельмут Шмидт во вступительном слове к настоящему изданию, на встрече был достигнут впечатляющий уровень согласия.
 
Межконфессиональные диалоги стали стержнем наших дискуссий, поскольку религиозные распри и противоречия были и нередко остаются серьезной причиной общественного беспокойства, даже ненависти и утраты человеческих жизней. Мы считали это превратным использованием религии, которая должна через общение противостоять экстремизму и расколу. С самого начала мы верили, что в основе крупнейших религий и философий мира лежит общая этика. Мы стремились дать ей определение, будучи убеждены, что это принципиально важно для стирания религиозных барьеров и создания более безопасного мира.
 
Эта тема стала частью более широкой дискуссии. В процессе глобализации производства, торговли и мировой политики этические стандарты учитываются недостаточно. Этические принципы, согласованные крупнейшими мировыми религиями, могли бы во многом способствовать установлению глобальной этики, которая оказала бы влияние на все сферы человеческой деятельности, включая производство и торговлю. Мы верили, что для мира без войны критическое значение имела бы более строгая приверженность общепринятым этическим стандартам. Два следующих межконфессиональных диалога были проведены в Вене (Австрия) в 1996 и 1997 годах под руководством профессора Ганса Кюнга, теолога, давнего сторонника общемировой этики.
 
После длительных обсуждений в 1997 году был определен и согласован общий набор этических норм, получивший название проекта «Всеобщей декларации обязанностей человека». В основу этого кодекса было положено «золотое правило»: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Мы надеялись, что ООН примет эту декларацию в качестве второго столпа Всеобщей декларации прав человека. К сожалению, идея единого этического стандарта не нашла достаточной поддержки. Ответственность человека – это оборотная сторона его прав. Чтобы пользоваться правами, человек должен вести себя ответственно. В отсутствие ответственного поведения права человека исчезнут. Однако наш проект получил широкую известность и поддержку, особенно в Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии и странах третьего мира.
 
Перед лицом второй войны в Ираке, последовавшей за террористической атакой 11 сентября, опасаясь, что война с терроризмом может привести к еще большей нестабильности и краху миропорядка, мы созвали еще одну межконфессиональную встречу в Джакарте (Индонезия). Собрание обратилось с призывом ко всем духовным лидерам в ясной и четкой форме отказаться от любых религиозных оправданий жестокости и терроризма. Оно призвало мировых лидеров предпринять решительные шаги с целью устранения барьеров между людьми разных вероисповеданий и этнической принадлежности, призвало всех к толерантности, честности, равноправию, партнерским отношениям между мужчиной и женщиной, а также к признанию универсальных человеческих ценностей и основополагающих этических норм. Собрание подчеркнуло важность развития культуры ненасилия и уважения к жизни, солидарности и справедливого экономического порядка. Многие из этих ценностей энергично воплощаются в жизнь в Индонезии. К сожалению, не получил достаточного признания тот факт, что это – крупнейшая исламская страна мира, управляемая умеренно и разумно.
 
В 2007 году в условиях, как мы считаем, общего упадка этических норм, особенно в коммерческой, финансовой и деловой среде, а также в западных странах в целом, мы созвали следующую межконфессиональную встречу в Тюбингене (Германия), посвятив ее обсуждению путей возрождения мировых религий как фактора мира, справедливости и этических норм. И опять лейтмотивом выступлений была мысль о том, что в крупнейших религиях мира уже провозглашены и неоднократно подтверждались некие общие этические принципы. Вместо того чтобы быть источником розни и террора, религия должна стать объединяющей силой, делающей людей сильнее и порядочнее. К сожалению, фундаменталисты слишком часто пользуются религией для того, чтобы вызывать разлад между людьми. На встрече в Тюбингене было заявлено, что религиозные деятели играют значительную роль в направлении энергии масс на решение глобальных задач. В поисках способов продвижения идей мира и солидарности был составлен список рекомендаций, позволяющих сохранять культурное многообразие и плюрализм религиозных общин: признание единых основополагающих этических норм всех религий основой мирового гражданства; отказ от  манипуляции религией со стороны политических лидеров и недопущение религиозными деятелями злоупотреблений вероучениями в политических целях; использование мощного потенциала религиозных движений для решения экологических задач, требующих уважения к жизни и защиты Земли в интересах будущих поколений. Ядром этих рекомендаций является единство этических принципов.
 
Таким образом, мы давно утверждаем, что единая этика, красной нитью проходящая сквозь учения основных мировых религий, служит самой прочной и долговечной основой мира, а также более справедливого и гуманного общества. Безусловно, мы понимали, что общемировая этика не подменяет собой Тору, Евангелие, Коран, Бхагавад-гиту, Рассуждения Будды или учение Конфуция. Общемировая этика обеспечивает минимальный базовый консенсус в отношении обязательных ценностей, неотменяемых норм и нравственных установок, утверждаемых всеми религиями, несмотря на их различия. Её поддерживают и атеисты, многие из которых придерживаются высоких нравственных норм даже без опоры на религиозные убеждения.
 
Единая этика базируется на двух принципах, которые жизненно важны для каждого человека, каждой общественной и политической организации: (1) каждый заслуживает гуманного отношения; и (2) не делай другим того, чего не желаешь себе самому. Мы выявили четыре неотменяемых обязательных принципа, с которыми согласны все религии, а именно: (1) ненасилие и уважение к жизни, (2) приверженность солидарности и справедливому экономическому порядку, (3) приверженность терпимости и честной жизни, (4) приверженность равноправию и партнерским отношениям между мужчинами и женщинами.
 
Чем дольше мы живем в XXI веке, тем актуальнее становится общая приверженность решению насущных мировых проблем. Мы все сильнее убеждаемся, что принятие единого этического кодекса будет серьезно способствовать установлению мира и гармонии между жителями нашей планеты. Тем не менее в политике, формируемой правительствами крупнейших стран мира, ощущается отсутствие этического начала. Вопрос о том, как возродить значение этичного поведения во всех сферах приложения наших усилий, — это, возможно, самый важный из стоящих перед нами вопросов.
 
Поскольку на склоне своих лет почетный председатель Совета Гельмут Шмидт выразил пожелание о проведении нового диалога под эгидой Совета взаимного действия, мы решили активизировать свою работу и провели встречу в Австрии, в Вене – городе, откуда все начиналось. Кроме того, мы желали воспользоваться этим событием, чтобы выразить нашу глубокую признательность канцлеру Шмидту за его интеллектуальное руководство Советом, отпраздновав его 95-летний юбилей. Доктор Франц Враницкий (FrantzVranitzky), бывший канцлер Австрии и действующий сопредседатель Совета взаимного действия, организовал встречу на тему «Общемировая этика при выработке решений», которая состоялась 26-27 марта 2014 года. Роль этических ценностей в политике стала ключевым предметом обсуждения на встрече. Разговор шел о том, как добиться от руководителей реального включения этических норм в их подходы, а не пустого декларирования этой необходимости. Были рассмотрены следующие вопросы:
 

  • ・Чему научила нас история ХХ века, какими уроками мы пренебрегли и какие забыли?
  •  
  • ・Можно ли научить добродетели терпимости, причем терпимости в силу чувства уважения, а не пренебрежения?
  •  
  • ・Можно ли решать задачу заботы о собственной религиозной, культурной и цивилизационной идентичности и ее защиты при одновременном уважении самобытности других народов и наций?
  •  
  • ・Всегда ли интересы наций, организаций или личностей должны превалировать над нравственными ценностями, силой правды и справедливости?
  •  
  • ・Как возродить этическое чувство и повысить его роль в принятии решений во всех областях человеческой деятельности, особенно в экономике, науке и технике, имеющих негативные и пагубные стороны, несмотря на тот гигантский прогресс, которому они способствовали?
  •  
  • ・Может ли человеческая мудрость, основанная на этических принципах, привести к миру и укреплению справедливости в обществе, учитывая девятимиллиардный прогноз численности населения?

 
Как отметил Гельмут Шмидт во вступительном слове к книге, конкретные ответы на поставленные вопросы найдены не были. Однако ценность представленных докладов, а также состоявшихся оживленных дискуссий оказалась столь высокой, что мы решили издать книгу с материалами встречи.
 
Когда мы встречались в Вене в марте 2014 года, еще не было провозглашено ИГИЛ, а «Боко Харам» еще не привлекала того большого внимания, которое ей уделяют сегодня. Недавние события ярко показали ту бездну, которая существует между разными культурами и религиями. Проблема свободы слова, ее границ и злоупотребления ею иллюстрируется тем фактом, что то, что в одной культуре считается необходимым выражением светских ценностей, представляется оскорбительным в некоторых культурах, где уважение к религии и благоговение перед нею превалирует над правом критиковать и высмеивать. Все чаще звучит вопрос, возможно ли примирить религии со свободой слова. Это лишь один аспект ещё более масштабной и тяжелой проблемы, стоящей перед всеми нами.
 
Именно поэтому встреча в Вене имела такое большое значение. Она и высветила различия, и стала попыткой обнаружения точек соприкосновения. Более того, дискуссии показали, что внутри религий существуют не менее серьезные разногласия, чем между ними. Хотя на сессиях рассматривались главным образом широкие этические, политические, социальные и экономические проблемы, разобщающие людей, один из выводов состоял в том, что достичь желаемых всеми нами целей возможно только путем общения и взаимодействия.
 
Большинство из нас признают, что свобода не абсолютна. Цивилизованное общество требует справедливых законов и наличия судебной системы, позволяющей всем нам жить в мире и безопасности. Существуют законы, защищающие граждан от клеветы и дискриминации. Эти законы применимы и к письменному слову. Даже в тех областях, которые не регулируются законом, необходимы какие-то ограничения, если мы стремимся к гармонии в обществе. Совсем недавно примером тому послужил сам Папа Римский во время посещения Филиппин. Нам нужно выражать уважение к окружающим и к тем, кем они дорожат, к их вере и религии. Это накладывает на письменное и устное слово ограничения, диктуемые здравым смыслом и соображениями приличия.
 
Эта книга состоит из пяти частей. Часть I – сборник выступлений, прозвучавших на церемонии открытия Венского диалога. Часть II – представленные для дискуссии доклады и резюме состоявшихся обсуждений. Часть III содержит речи и доклады, представленные во время вышеупомянутой встречи в Тюбингене. (Поскольку профессор Ганс Кюнг по болезни не смог принять участия в Венской встрече, мы решили включить в данный том его выдающиеся работы, подготовленные к предыдущей встрече. Вы также найдете в книге тюбингенскую речь Гельмута Шмидта и доклад профессора Ту Ваймина (TuWeiming), которому также пришлось отменить свое участие в Венской встрече из-за болезни.) Часть IV представляет собой подборку деклараций и заявлений, составленных и сделанных по результатам предшествующих межконфессиональных встреч. Как неоднократно подчеркивалось в Вене, нужно снова и снова напоминать о важности усилий, подобных нашим.
 
Нам повезло в том, что один из наиболее выдающихся участников – раввин доктор Джереми Розен (JeremyRosen), гражданин Великобритании, согласился на добровольческих началах отредактировать книгу, несмотря на свою крайне высокую занятость. Выражаем ему глубокую признательность, а также всем участникам встречи и тем, кто добровольно трудился над изданием книги.
 
Было бы несправедливо не выразить глубокую благодарность ряду правительств: Правительству Японии – за концептуальную поддержку Совета взаимного действия в течение трех десятилетий, а также правительствам Австралии, Австрии, Канады, Германии, Саудовской Аравии и Швеции. Мы также благодарим многие другие правительства различных уровней, учреждения и отдельных лиц за их поддержку.
 
Веря в то, что коллективный разум и конкретные действия жизненно необходимы для сосуществования, сотрудничества и справедливости в масштабах человечества, хотим еще раз подчеркнуть основополагающее общемировые этические принципы: «Каждый человек заслуживает гуманного обращения» и (золотое правило) «Не делай другим того, чего не желаешь себе».
 

Январь 2015 года
 
Малколм Фрейзер (MalcolmFraser), бывший премьер-министр Австралии,
сопредседатель Венской встречи
Ясуо Фукуда (YasuoFukuda), бывший премьер-министр Японии,
сопредседатель Венской встречи 


RUSSIAN Ver.