В начале 1980-х годов ныне покойный Такэо Фукуда (TakeoFukuda), бывший премьер-министр Японии и основатель Совета взаимного действия (InterActionCouncil)[1], консультировался со мной по поводу создания организации бывших глав государств и правительств для обсуждения долгосрочных глобальных вопросов. Без колебаний я поддержал эту идею. К тому времени мы уже были близкими друзьями благодаря участию в дискуссиях и переговорах, которые вели от имени наших правительств на различных постах. Я знал, что у нас общие взгляды на мировые проблемы и общие тревоги по их поводу. Совет взаимного действия был основан в 1983 году. За три прошедших десятилетия около 30 бывших лидеров встречались друг с другом в разных столицах и городах всех пяти континентов для обсуждения стратегических общемировых вопросов политики и геополитики, экономики и финансов, окружающей среды и развития.
 
Однако Такэо Фукуда не был удовлетворен обсуждением этих важных вопросов в кругу одних лишь политических лидеров. Он стремился к диалогу между религиозными и политическими лидерами, понимая, что большинство мировых проблем вызваны самим человечеством. Он чувствовал, что политикам нужно учиться у религиозных деятелей, представляющих многовековую мудрость и традиции. Такой подход я считал его характерной чертой, поскольку общение по душам было основой его политических убеждений. Оно означало для него искренность, честность, понимание, терпимость и приятие тех, с кем имеешь дело, будь то официальный или частный контакт. Возможно, он был политически наивен, но именно таким образом он видел свой вклад в то, чтобы сделать мир справедливее и миролюбивее.
 
В 1987 году в Риме (Италия), в издательстве Civiltà Catholica, была проведена первая межконфессиональная встреча религиозных и политических лидеров. Впервые в истории там собрались вместе духовные деятели (представители буддизма, католицизма, индуизма, ислама, иудаизма, протестантизма и даже атеисты) и политики разного толка (консерваторы, социал-демократы, либералы, коммунисты, представители  диктатур и демократий).
 
Это случилось в разгар холодной войны, когда конфликтов на религиозной почве было еще немного. Все соглашались с тем, что человечество окажется на пороге больших трудностей, если не приступит к решению сложных долгосрочных задач, и что совместная работа политиков и религиозных деятелей по поиску реалистичных решений крайне важна. К моему удивлению, даже в вопросах планирования семьи мнение оказалось единодушным. Столь широкий консенсус дал нам мощный толчок к продолжению межконфессиональных диалогов. С тех пор сам Совет организовал свыше десяти межконфессиональных встреч, которые очень успешно провел профессор Ганс Кюнг (HansKüng), бывший преподаватель Тюбингенского университета, основатель фонда «За общемировую этику» (GlobalEthicFoundation). Во всем мире наблюдался бурный рост подобных инициатив.
 
Приближаясь к концу своего жизненного пути и будучи свидетелем всё возрастающего числа конфликтов и войн с религиозным оттенком по всему миру, я горел желанием еще раз принять участие в таком диалоге. К счастью, это мое желание осуществилось в марте 2014 года в Вене (Австрия), откуда Совет ведет свою историю. С признательностью отмечаю, что Совет воспользовался этой возможностью и для того, чтобы торжественно отметить мое 95-летие. Еще более рад тому, что устный дискурс Совета обрел форму печатного издания.
 
Одним из долговременных вопросов, который не давал покоя и мне, и Такэо Фукуде, был вопрос баланса между ростом численности населения и ограниченностью природных ресурсов. В 1900 году на планете Земля проживали 1,6 миллиарда человек. За прошедший XX век численность населения увеличилась вчетверо и составляет сегодня  свыше 7 миллиардов. В истории человечества никогда прежде не случалось четырехкратного роста численности населения в течение всего лишь одного столетия. По общим прогнозам, население стабилизируется к середине XXI века на уровне более 9 миллиардов человек, большинство из которых будут вынуждены жить в городах.
 
Следствием этого может быть беспрецедентный масштаб и частота природных катаклизмов в XXI веке. Насущный вопрос заключается в том, смогут ли 9 миллиардов человек проживать на планете. Как можно рассчитывать на создание справедливого и мирного общества в условиях, когда миллиарды людей будут лишены возможности удовлетворять свои минимальные потребности даже в пище и воде? На этот тяжелейший, на мой взгляд, вопрос у меня нет ответа.
 
Хотя на венской встрече не возникло определенного согласия по этой проблеме, да и по другим вопросам, в выступлениях религиозных деятелей я услышал звучание очень важной идеи. Лишь те, кто хочет усовершенствовать самих себя, ведя ответственную и неустанную борьбу за справедливость и мир, могут надеяться на усовершенствование других людей. Только придерживаясь общемировой этики, пронизывающей все крупнейшие религии, мы можем мало-помалу, день за днем приближать свою цель.
 
Эта идея напомнила мне высказывание уроженца Вены Карла Поппера (KarlPopper) из его «Интеллектуальной автобиографии»: «Подобно нашим детям, наши теории, а в конечном итоге и вся наша работа, плоды нашего труда становятся во многом независимы от своих творцов». От своих детей или из собственных теорий мы можем почерпнуть больше, чем когда-либо вкладывали в них. Так мы можем вытащить себя из болота невежества.
 
 

Декабрь 2014 года
 
Гельмут Шмидт (HelmutSchmidt)
Гамбург, Германия


RUSSIAN Ver.